Форум

ГОМОФОБИЯ: ОБЩЕСТВЕ...
 
Уведомления
Очистить все

ГОМОФОБИЯ: ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

1 Посты
1 Пользователи
0 Likes
22 Просмотры
(@kenr07)
Участник Admin
Присоединился: 6 лет назад
Сообщения: 172
Topic starter  

Большинство сексологов определяют гомофобию как иррациональный страх и ненависть к геям и лесбиянкам. В американской литературе последнего десятилетия появился еще один термин - бифобия - ненависть и страх перед бисексуалами. Происхождение бифобии объясняется бытующими в массе заблуждением, что именно бисексуалы ответственны за распространение СПИДа среди гетеросексуалов. Так же большинство сексологов и психологов указывают на неясность возникновения этого феномена и отсутствие каких-либо эмпирических данных о распространенности и типологии гомофобии. Попробуем разобраться.

Прежде всего, следует обозначить что НЕ является гомофобией, но нередко предстает в ее обличии. Это:

- Упоминавшийся ранее гетеросексизм, присущий большинству мужчин (женщины, как показывают опросы, более лояльно относятся к гомосексуальности). Гетеросексист отрицательно относится к гомосексуалам, но это отношение либо вообще лишено эмоциональной окраски, либо эмоциональная составляющая выражена крайне слабо.

В принципе, гетеросексистов трудно упрекать за их неприятие гомосексулов, ведь они осознанно, а чаще - неосознанно, защищают как им кажется "свою" культурную ценность. Конечно, вдумчивый человек, человек с широкими взглядами понимает, что моносексуальности не существует, что есть целый спектр сексуальных отношений, и гомосексуальность - в этом ряду. Но большинству такая широта взглядов чужда, и "средний человек" настаивает, чтобы все вели себя "как все" (подразумевая, зачастую, "как я"). Сам по себе гетеросексизм не причиняет непосредственного вреда гомосексуалам, а лишь досаждает им: запреты на создание организаций, выпуска печатных изданий и т.д. Но это, к счастью, преодолимо хотя бы через суд. По мере большего сексуального просвещения, гетеросексизм ослабевает (сразу хочу успокоить гомофобов: количество гомосексуалов при этом не возрастает). В Германии, например, при социологических исследованиях задают вопрос о допустимости легализации гомосексуальных пар с предоставлением им всех прав, предусмотренных для супругов, тогда как в нашей стране до сих пор задается вопрос: "Как вы считаете, что надо делать с гомосексуалистами?". Как говорится, без комментариев.

- Хулиганские действия в отношении гомосексуалов. Часто такие действия (унижение, избиения) мотивируются "борьбой с педерастами". На самом деле, в основе их - обычный хулиганский мотив - унижение более слабого и получение от этого унижения удовольствия. Обычно это свойственно подросткам и молодым мужчинам, которые к тому же полагают, что такими действиями утверждают свою "мужественность". Вообще-то, мужественность надо утверждать победами над девушками, а не групповым избиением одного человека. На слэнге московских гомосексуалов такие хулиганствующие группы почему-то называются "ремонтниками", но для меня хулиган и есть хулиган со всеми последствиями, предусмотренными частями ст.213 УК РФ, какими бы "высокими" псевдомотивами не руководствовался хулиган. В 80-х годах примерно в течение года в Москву из г.Люберцы приезжали "качки" (известные как "люберы"), которые группой избивали панков, брейкеров и гомосексуалов под благовидным предлогом "очистить Москву от этой швали". Было несколько десятков избиений, и милиция смотрела сквозь пальцы, лишь пару раз сделав внушение, что "гомосеки, конечно, дрянь, но делать это надо потише". Дело закончилось так, как оно и должно было закончиться рано или поздно: в одной из потасовок были сильно избиты несколько милиционеров, потом возбуждено уголовное дело, потом суд. Больше "люберов" в Москве не видели.

- Другие насильственные действия в отношении гомосексуалов (грабежи, разбои, убийства) с мотивировкой "мести за приставания гомосеков". Мне лично подробно известны три таких случая, когда одиноко проживающих гомосексуалов убивали и грабили, а при поимке преступники указывали на эту причину их действий. Правда, во всех случаях эта линия защиты рассыпалась уже на стадии предварительного расследования.

- Политические мотивы. Да, к сожалению, политика и уголовщина у нас в стране соседствуют. В политике гомофобные настроения масс используют, точнее, эксплуатируют двояким способом. Один - для дискредитации политического противника; обычно в печати появляется заявление несуществующего гомосексуального общества в поддержку дискредитируемого кандидата (случай с Явлинским на парламентских и президентских выборах; самый последний случай - аналогичная фальсификация в отношении Черепкова). В довольно пуританских США, когда в период предвыборной компании у Дж.У.Буша спросили, как он относится к тому, что дочь его будущего вице-президента страны - лесбиянка, ответил, что "это ее личное дело". Выборы, как известно, Буш выиграл. Другим способом политической игры (куда более опасным) является искусственное разжигание гомофобной истерии среди массы населения, чтобы уничтожить своих идеологических противников (уже физически), а также прикрыть нищету собственной партийной идеологии (случаи Гитлера и Сталина, 50-е годы США времен сенатора Маккарти).

- Этноцентрический мотив - распускание слухов (анекдотов, рассказов) о повсеместном распространении гомосексуальности среди определенного (другого) этноса. В период Советского Союза это было характерно в отношении азербайджанцев, армян и грузин.

Вот такие мотивы, нередко расцениваемые как гомофобные, мне таковыми не кажутся. Хотя элемент гомофобии и присутствует, но опосредованно и на уровне, в основном, коллективного сознания (а может быть и коллективного "бессознания").

Собственно гомофобию можно попробовать рассмотреть на двух уровнях: на уровне общественного сознания и на индивидуально-личностном уровне. Для этого посмотрим на любопытную статистику (взята с сайта Полит.Ру от 07.02.2001г.). Это данные опросов ВЦИОМ в течение 10 лет. Исследовалось отношение к разным группам населения, в том числе, как они названы в отчете, "девиантам".

Как следует поступить с гомосексуалистами? 1989г. 1994г. 1999г.
Ликвидировать 31% 22% 15%
Изолировать от общества 32% 23% 23%
Оказывать помощь 6% 8% 16%
Предоставить их самим себе 12% 29% 18%
Затруднились с ответом 19% 18% 28%

Респонденты, мнение которых совпадает с двумя первыми строчками, - безусловные гомофобы. На 1999 год их составило 38%. Цифра, что и говорить, значительная. Так что проблема гомофобии не надуманная. Даже если учесть, что статистические методы в социологии дают собственно только представление об общей тенденции в популяции, но все равно - более 1/3. Правда, таких ответов в 1989г. было 63%, а в 1994 - уже 45%. Налицо явное снижение гомофобных настроений в обществе (или, по крайней мере, выраженная тенденция к такому снижению). Почему это происходит? Ведь за последние 10 лет сексуальная грамотность населения существенно не изменилась (да и с чего бы ей меняться). Авторы этого обзора, включающего много групп - проституток, наркоманов, бродяг, алкоголиков и т.д., предлагают 2 ответа:
1. Распространение более гуманных критериев толерантности;
2. Рост безразличия к нравственным нормам.
Последнее предположение опровергается данными этого же опроса: в графе "помогать" количество ответов увеличилось на 10-25%; вряд ли безразличный человек станет помогать кому-то, скорее он отметит графу - "предоставить самим себе".

Мне думается, что наряду с возросшей терпимостью к "иному" поведению играет роль и другой фактор. В 1998г. в стране был еще "советский человек" - единица "советского народа", как уверяли тогдашние идеологи, новой исторической общности (договорились до того, что не заметили как отняли у человека даже национальность). Но за 10 лет обрушились и показали свою несостоятельность многие культурные установки и ценности (вот уж здесь вряд ли кто будет спорить - искусственно навязанные тотальной пропагандой личности), и человек, поневоле, оказался в своеобразном "экзестенциальном одиночестве", наедине с самим собой, вынужденно следуя совету Марка Аврелия: "Загляни в себя". Это не могло не привести к переосмыслению своего отношения к бытию, но не на основе априорных утверждений или теоретических схем, а на основе собственного жизненного опыта и элементарного здравого смысла. В этом поиске он неминуемо должен был столкнуться и с проблемой сексуальности - "самой жгучей проблемой человечества", по словам В.В.Розонова. Нет, не в плане изменения своих сексуальных предпочтений, а глубже - в осознании крайней интимности и неоднозначности этой проблеммы. Как долго будет продолжаться этот поиск, не знаю. Каков будет результат этого поиска, не знаю.

Мне могут возразить: "Эти 10 лет в стране люди искали, что бы пожрать (именно так!), да во что одеться. Куда там до самоопределения и поиска культурных ценностей. "Вранье! Дух дышит где хочет!"

Об индивидуально-личностных особенностях проявления гомофобии - в следующий раз.


   
Цитата

Оставьте ответ

Имя автора

Author Email

Заголовок *

 
Предпросмотр 0 Изменений Сохранено
Поделиться:

Please rate Stellar

0 / 5

Your page rank: